ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ
Строительство Шали-Сити
Строительство мечети им. Р.А. Кадырова
Фото Шамсуева И.С.
Шира к1отар фото Шамсуева И.С.
Строительство мечети им. Р.А. Кадырова

ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ

 
 
   
Во времена исчезнувшего СССР частью коммунистической идеологии страны являлось такое правило, как давать названия улицам, поселкам и паркам имена партийных бонз, чуждых нашему народу людей, начиная от палачей чеченского народа Ермолова, Сталина и кончая верными опричниками последнего. Много осталось улиц с пустыми названиями типа Угольная, Моторная или Ремонтная. Зато нет ни в Грозном, ни в других населенных пунктах республики улиц, названных именами Алексея Костерина, Степана Кашурко, которые сделали много доброго для чеченского народа. 
До сих пор не увековечены имена в названиях улиц, площадей и парков наших известных земляков и участников ВОВ. Мы все больше говорим и пишем о необходимости помнить героев Великой Отечественной войны, но забываем о том, что были среди участников войны и такие, чьи подвиги в те времена властью не были оценены по достоинству. Более того, из-за пресловутой графы «национальность» их лишали заслуженных званий и наград. Сегодня следовало бы заняться этой проблемой основательно и восстановить историческую справедливость в отношении этих людей. Фронтовиков, героев труда, патриотов своей страны. Нельзя упустить предоставленный Всевышним и временем уникальный шанс и вернуть каждому его доброе имя и заслуженные награды. 
 
Сегодня мы говорим о необходимости присвоения Грозному заслуженного им статуса «Город Славы», хотя наш город заслуживает большего - звания «Город-герой». Компетентным органам республики в связи с этим следовало бы усердно заняться этой проблемой и постараться рассекретить документы, хранящиеся в Центральном архиве, в которых есть сведения о чеченцах, представленных к высоким воинским наградам, но так и не награжденных ими в силу вышеназванных причин. Тогда мир смог бы узнать, каков реальный вклад чеченского народа в достижение Великой Победы в Великой Отечественной войне.
 
Незаслуженно непризнанными героями Великой Отечественной войны по сей день остаются Даша Акаев, Маташ Мазаев, Абдулла Ахтаев, Дуда Энгиноев, Сакка Висаитов, Махмуд Амаев, Ахмед Магомедов, Али Ибрагимов, Али Гучигов, Хамид Алероев и многие другие, хотя их ратные заслуги очевидны и документально подтверждены.
 
Одним из многих непризнанных героев ВОВ является наш земляк шалинец Якуб Езиев. О нем в нашей прессе писали много раз. Я сам автор нескольких статей о нем в различных изданиях. 
 
Как-то зашел в редакцию Шалинской районной газеты, чтобы передать тексты своих статей для публикации. Фотокорреспондент этой газеты Али Саламов, узнав, что я написал статью об уроженце села Шали, участнике ВОВ Якубе Езиеве, предложил мне познакомиться с его дочерью Э. Я Езиевой. Мы были у нее в гостях, и она передала мне копии документов и вырезки статей разных лет о ее отце.
 
Есть много сведений о боевых заслугах Якуба Езиева. Но существует документ, который, как мне кажется, еще не был опубликован. Это письмо бывшего ответственного работника Терской области в 1918-1920 гг. и Горской АССР в 1921-1923 гг. правозащитника С. П. Писарева первому секретарю Шалинского РК КПСС и зам. директору Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы писателю Халиду Дудаевичу Ошаеву. Ниже я привожу содержание этого письма: 
 
копия
 
« Председателю РИКа
 
Шалинского Совета народных депутатов
 
Чечено-Ингушской АССР
 
Первому секретарю Шалинского РК КПСС
 
 
Зам. директора Чечено-Ингушского
 
научно-исследовательского института 
 
истории, языка и литературы
 
Х.Д. Ошаеву,
 
г. Грозный, ул. Сталина, 23
 
 
Уважаемые товарищи !
 
В связи с выполнением задания военно-научного общества в Москве я установил некоторые обстоятельства, относящиеся к боевой деятельности при обороне Сталинграда в 1942 году и героической гибели капитана Советской Армии Я.А. Езиева, члена КПСС, уроженца села Шали.
 
Вношу предложение обсудить вопрос об установке в нашем районном Доме культуры или в другом общественном здании мраморной мемориальной доски для увековечения памяти славного большевика и самоотверженного советского патриота, отдавшего жизнь за социалистическую Родину.
 
Торжественное открытие доски целесообразно было бы приурочить к 17-й годовщине со дня его гибели на боевом посту в Сталинграде – к 7 октября 1959 года, вызвав для участия в торжестве представителей завода «Красный молот» в Грозном и грозненского завода перфораторно-буровых станков, членом коллектива которых до Великой Отечественной войны он являлся.
 
На основании данных Архива Министерства обороны СССР за 1941-42 годы и других архивных источников, мною составлена прилагаемая биографическая справка о капитане Я.А. Езиеве, текст которой полностью или с сокращением может быть использован для мемориальной доски. На доске было бы уместно закрепить большой эмалированный портрет героя. Оригинал для изготовления портрета, по-видимому, возможно было бы получить у работающей в районном центре Шали С.Я. Езиевой, дочери Якуба Езиева, являющейся депутатом Верховного Совета СССР, или попробовать найти в архиве отдела кадров названных выше двух заводов, директором второго из которых он в 1941 году являлся.
 
 
Приложение: 1. Примерная биографическая справка «Герой- сталинградец Якуб Абдулаевич Езиев».
 
 
2. Копия доклада генерал - майора Смоликова от 25 декабря 1958 года о данных Архива Министерства обороны СССР.
 
 
С коммунистическим приветом,
 
 
член ВНО, член КПСС с 1920 года, бывший работник Терской области в 1918-1920 гг. и Горской АССР в 1921-1923 гг.
 
 
(Писарев С.П.)
 
 
13 марта 1959 года
 
 
Мой адрес:
 
 
Москва, К-25, пл. Свердлова, 3 кв. 30»
 
 
Документ-приложение «Биографическая справка «Герой - сталинградец Якуб Абдулаевич Езиев».
 
 
«Чеченцы и ингуши – патриоты Советской Родины.
 
 
Герой-сталинградец
 
 
 
Якуб Абдулаевич Езиев
 
 
1906 – 1942 гг.
 
 
Среди тысяч чеченцев и ингушей, самоотверженно сражавшихся в Великую Отечественную войну с гитлеровцами, среди отдавших в этой борьбе за социалистическую Родину свои жизни, навсегда сохранится в сердцах советских людей имя славного большевика, талантливого инженера-механика и боевого командира капитана армии Езиева Якуба Абдулаевича.
 
Якуб Абдулаевич Езиев – уроженец с. Шали. Девятнадцатилетним комсомольцем он пошел на рабфак, потом – в Новочеркасский политехнический институт по специальности «сельскохозяйственное машиностроение». За примерную успеваемость и общественную работу студент Езиев неоднократно отмечался и награждался.
 
На машиностроительном заводе «Красный молот» в Грозном товарищ Езиев показал себя знающим передовым инженером-ударником. Получал не раз награды. Был принят в ряды кандидатов партии. После четырнадцатимесячной учебы в Институте повышения квалификации инженеров продолжал работу на том же заводе с еще большим успехом. Вскоре парторганизация нашла его достойным и приняла в члены Коммунистической партии. Всего полгода он проработал заместителем начальника механо-сборочного цеха – главного цеха завода, после чего был назначен начальником этого цеха.
 
Спустя месяц, 1 марта 1941 года, Якуба Абдулаевича выдвинули директором Грозненского завода перфораторно-буровых станков. Перед ним открывалось поле плодотворной командной деятельности в нашей социалистической промышленности. Но началась Великая Отечественная война. Уйдя, в соответствии с принятым решением, на фронт, товарищ Езиев на передовых позициях показал себя преданным и мужественным воином, знающим и твердым командиром.
 
В дни Сталинградской битвы капитан Узиев был сначала командиром первой роты 44-го понтонно-мостового батальона, а вскоре вступил в командование всем батальоном. Изо дня в день и из ночи в ночь руководимый им батальон, под непрерывным огнем вражеской артиллерии и бомбежки с воздуха, обеспечивал переправы через Волгу. Через Волгу перебрасывались войска, проводилась эвакуация раненых, шло непрерывное снабжение боеприпасами и продовольствием передовых позиций героического города Сталинграда на правом берегу.
 
Сам капитан Езиев, не зная усталости, безотлучно находился на берегу, руководя ремонтом то и дело разрушаемых огнем противника причалов. Вместо уничтоженных немедленно, под огнем, строились новые причалы.
 
7 октября 1942 года капитан Езиев при исполнении служебных обязанностей, находясь на месте работ, был смертельно ранен осколком фашистского снаряда.
 
Связной красноармеец Миноходов, будучи ранен сам, бросился на помощь своему командиру. Перевязал его и вынес из-под обстрела. Однако по дороге в госпиталь капитан Езиев скончался.
 
Мир праху твоему, славный сын чечено-ингушского народа! Советский патриот, вместе с тысячами других беззаветно отдавший свою жизнь за Родину в бессмертной битве за Сталинград!».
 
 
Содержание документа-приложения «Копия доклада генерал - майора Смоликова от 25 декабря 1958 года о данных Архива Министерства обороны СССР».
 
 
«Генерал-лейтенанту копия
 
тов. Мамсурову Х. Д.
 
Докладываю:
 
 
Об обстоятельствах гибели капитана Езиева Якуба Абдулаевича в Великую Отечественную войну.
 
В журнале боевых действий 44 понтонно-мостового батальона, имеющемся на хранении в Архиве МО СССР за 1941-42 годы значится:
 
«1942 год, сентябрь 25 дня – ремонт причалов и постройка новых.
 
Ремонт и постройка новых причалов ведется с 24 августа по 27 сентября. Постройка ведется все время под обстрелом.
 
Имеются жертвы. Отличились в работе следующие бойцы и младшие командиры: боец 2 роты Муромцев, сержант Киселев, ст. сержант Леонтьев, боец технического взвода Соболев А.А.; 1 роты: сержант Смирнов, боец Золотов, сержант Коновалов, сержант Власов.
 
Причалы строятся в основном на Северной пристани. Южные причалы находятся под сильным огнем противника. При работе на причалах истрачено 38 000 скоб и штырей.
 
1942 год, октябрь 7 дня. Выбыл из строя командир батальона Езиев и замкомбата лейтенант Ильин. При выполнении своих обязанностей на переправе, под обстрелом вражеской артиллерии, были тяжело ранены командир батальона Езиев и замкомбата Ильин. По дороге в госпиталь командир батальона умер. Во время ранения командира батальона и замкомбата геройски себя проявил связной красноармеец Миноходов, который будучи сам раненным, перевязал командира батальона и замкомбата, вынес их из-под обстрела.
 
 
 
1942 год, октябрь 10 дня. Сильный обстрел вражеской артиллерии и минометов. Беспрерывная бомбежка.
 
Обстрел врагом расположения части становится все интенсивней, весь день и ночь не перестают рваться мины и снаряды. Бомбежка с воздуха не прекращается. Появляются жертвы.
 
 
Гербовая печать Генерал-майор подпись (Смолинов)
 
Отдел кадров
 
воинской части
 
3872
 
25 декабря 1953 года» Копия верна: 
 
 
 
 
После героической гибели Якуб Езиев первоначально был похоронен в деревне Средняя Ахтуба, а потом перезахоронен на Мамаевом Кургане в городе Волгограде.
 
Вот как пишет В. Гроссман в своей книге «Годы войны», изданной в 1947 году:
 
«Недалеко от штаба кладбище. Среди желтых опавших листьев стоят строгие холмики – могилы, простые дощатые памятники с фамилией, именем, датой смерти. Когда-нибудь здесь будет стоять суровый и темный гранитный обелиск, памятник героям сталинградской переправы. И люди прочтут на нем имена двадцати восьми бойцов - ярославцев, прочтут имя комбата Смеречинского, основателя переправы, прочтут имя его преемника – чеченца капитана Езиева, прочтут о Шоломе Аксельроде, командире технического взвода, убитом миной при наведении переправы». 
 
Воспоминания Кима Науменко, участника Великой Отечественной войны, подполковника в отставке:
 
«23 августа 1942 года передовые моторизованные части немецкой 6-й армии генерала Ф. Паулюса прорвались к городу и в результате сентябрьских боев оттеснили 62-ю и 64-ю армии Сталинградского фронта буквально к берегу Волги. Линия фронта пролегла вдоль правого берега реки, и противнику, чтобы сбросить защитников города в воду, оставалось пройти в некоторых местах всего 200 метров. Советские войска удерживали кромку сталинградской земли героическими усилиями, ценою огромных усилий и жертв. Без постоянного пополнения свежими силами и бесперебойного снабжения всем необходимым для боя продержаться они бы не смогли: одного мужества и самоотверженности было мало. Эта сложнейшая и ответственная задача легла на плечи воинов-понтонеров Волжской речной флотилии.
 
Один из документов тех дней - приказ командующего 62-й армией генерала Василия Чуйкова, который хранится в музее Сталинградской битвы в Волгограде - свидетельствует, что командир 44-го понтонно-мостового батальона капитан Якуб Езиев назначался начальником центральной переправы армии и своими силами организует ее работу. Ему вменялась в обязанность переброска войсковых частей с левого берега в район боевых действий своими и вспомогательными средствами, оборудование причалов для приема пароходов и бронекатеров флотилии, организация их деятельности. Задание было весьма сложным: фронт армии растянулся на 25 км. Оборонительные бои в городе вели десять дивизий и шесть бригад. Переправа была постоянным объектом бомбардировок вражеской авиации и артиллерийско-минометных обстрелов, особенно с конца сентября, когда немцы заняли Мамаев Курган и просматривали Волгу.
 
В кратчайшее время капитан Езиев оборудовал несколько причалов в районе командного пункта генерала Чуйкова, заводов «Баррикады», «Красный Октябрь» и «Метиз». Через протоку между берегом и островом Зайцевским построил три пешеходных моста на понтонах. Переброска войск осуществлялась сначала на остров, что было более безопасно, а затем по пешеходным мостам - на берег.
 
В одном из номеров газеты «Грозненский рабочий» в 1960-х годах были опубликованы воспоминания бывшего бойца этого батальона М. Гордалаева, который с 15 сентября 1942 года был рядом с комбатом. 
 
«Капитан Якуб Езиев был замечательный человеком, отважным командиром, - писал его земляк и однополчанин. - Его очень уважали все солдаты и офицеры. Многие из них до войны жили и работали в старинном русском городе Ярославле. Но, кажется, они давно знали жителя гор Езиева. В свою очередь, капитан горячо любил и ценил своих бойцов. Он по-отцовски заботился о них, всегда находился там, где было труднее всего».
 
В конце сентября - начале октября войска генерала Паулюса с особой ожесточенностью штурмовали Сталинград. Выступая в рейхстаге 30 сентября, Гитлер заявил: «Мы штурмуем Сталинград и возьмем его - на это вы можете положиться». В те же дни Верховный главнокомандующий Сталин в директиве командующему войсками фронта генералу А. Еременко писал: «Требую, чтобы Вы приняли все меры для защиты Сталинграда. Сталинград не должен быть сдан противнику». Меры предпринимались радикальные: за десять дней только на переправе капитана Езиева в Сталинград были переброшены четыре дивизии, каждая из них численностью до 8-10 тысяч бойцов. Они сыграли решающую роль в выполнении приказа высшего командования. А всего было переправлено 65 тысяч солдат и офицеров, эвакуировано 50 тысяч раненых и местных жителей.
 
Хотя для переброски войск были привлечены плавсредства флотилии, другие подразделения, основная тяжесть работы легла на плечи личного состава 44-го понтонно-мостового батальона и его командира капитана Езиева. Переправляли людей в основном ночью. Комбат не знал отдыха, личным примером вдохновлял своих бойцов и командиров. Следует иметь в виду, что противник держал переправы под постоянным огнем: днем бомбардировал, а ночью обстреливал артогнем. Лишь за один день 5 октября в районе обороны соседней 37-й дивизии враг совершил 700 боевых самолетовылетов.
 
Когда в 1968 г. в Волгограде торжественно отмечали 25-летие Победы в Сталинградской битве, мне довелось встретиться и побеседовать с маршалами А. Еременко и В. Чуйковым, генерал-полковником А. Родимцевым. Хотелось узнать, почему подвиг капитана Якуба Езиева не был достойно отмечен. Ведь 125 воинов получили звание Героев Советского Союза, десятки тысяч награждены орденами. Маршал Чуйков высказался, что наверняка комбат Езиев, начальник переправы армии, был представлен к высокой награде посмертно. Этому могли помешать разве что последующие трагические для чеченского народа события. Обещал принять меры для восстановления справедливости».
 
Благодаря организаторскому и инженерскому таланту этих людей, мужеству и героической стойкости солдат и офицеров-понтонщиков, работой которых руководил наш земляк капитан Езиев, ценой неимоверных усилий и жертв наши войска отстояли город Сталинград. Сталинградское сражение – это перелом в войне, оттуда пошло победное наступление Советской Армии. 
 
Я спросил у Али Саламова, есть ли в городе Шали улица имени Якуба Езиева или мемориальная доска в его честь, на что он мне ответил отрицательно.
 
Если  такие замечательные и авторитетные люди, как С. П. Писарев и Ким Науменко, в разные годы (начиная с 1959 года) пытались увековечить имя нашего земляка, героя войны Якуба Езиева, то мы с вами и наши потомки просто обязаны это сделать в знак преклонения перед этим воином, героически погибшим, защищая свою Родину.
 
Вахит БИБУЛАТОВ,
главный специалист-эксперт 
отдела научно-исследовательской работы
Архивного управления Правительства ЧР.
 
Газета «Молодежная смена» № 63(993) от 22 августа 2012 года.
  
 

Новое на сайте